История PR в мире и в Украине

История PR в мире и в Украине

Услуге PR-консалтинга исполнилось недавно 100 лет. Несмотря на то, что PR как вид общественной коммуникации существовал еще в Древней Греции и Риме, официальной датой его рождения считается 1900 год, когда в Бостоне, США, было открыто первое PR-агентство под названием "Паблисити Бюро". В США первыми пиарщиками были представители журналистики, а первой услугой в этой области стало пресс-посредничество (в то время СМИ были представлены только прессой, а точнее, газетами). Во Франции пионерами в области PR считаются люди, устраивавшие различные вечеринки и презентации. А вот в Великобритании честь быть основоположниками PR была отдана чиновникам и членам правительства. Что же касается Украины, здесь первыми среди пиарщиков были рекламисты. Считается, что отечественный PR сложился из таких видов деятельности, как  реклама, журналистика, участие в выставках, прямая почтовая рассылка, а также проведение корпоративных вечеринок и семинаров. А непосредственному появлению данной услуги как отдельного направления деятельности способствовало развитие в Украине таких явлений, как стратегический маркетинг и менеджмент-консалтинг. Окончательное отделение пиара от рекламы произошло в 2002 году, чему посодействовали некоторые факторы, сложившиеся на тот момент. Прежде всего, субъекты рынка (компании, предприятия, организации в коммерческой среде) самостоятельно начали использовать отдельные элементы, приемы и методы из сферы PR в своей практике. Следующим шагом стало появление в штате компаний, предприятий и организаций сотрудников, ответственных за PR-направление. В частности, эту должность примеряли на себя директора, начальники отдела маркетинга, начальники отдела внешних связей, менеджеры по персоналу и секретари-референты. Потихоньку PR становился отдельной стороной жизни организации, а ответственный за него осуществлял связь с внешней и внутренней общественностью. Теперь для крупных компаний значимой внешней группой общественности становятся не только потребители, но и СМИ. Как результат, появились первые специализированные PR-агентства. Причем, все эти процессы в Украине протекали одновременно, а не в хронологическом порядке. Для справки, первые иностранные PR-агентства появились в Украине еще в начале 90-ых годов, первое украинское PR-агентство - в конце 1997 года, а менеджеры PR-отделов и PR-директора как массовое явление – и вовсе только после 2000 года. Начиная с середины 90-ых годов, компании стали использовать в своей практике некоторые элементы пиара. И сейчас не существует компаний, которые хотя бы раз за свою историю не применили инструментарий PR – будь то участие в выставке или написание пресс-релиза. Стоит отметить, что как таковой равномерной активности различных рынков в области PR нет. И если, например, компьютерный, автомобильный, медицинский и полиграфический PR развит сравнительно неплохо, то мебельный и строительный значительно отстают. Происходит это по разным причинам, в частности, из-за сравнительно невысокого уровня конкуренции и насыщенности рынка, наличия либо отсутствия сильной специализированной прессы. Тем не менее, сегодня сложно найти рынок, который не нуждался бы в PR. Это относится и к нашей стране. Что касается основных количественных игроков на рынке PR, то ими являются менеджеры PR в составе корпораций (к примеру в США – это 52% всех PR-специалистов). А вот к качественным игрокам, от которых зависит качество услуг и темпы развития рынка, относятся уже  специализированные PR-агентства. А менеджеры PR в составе РА – это лишь вспомогательное звено. В настоящее время, в Украине насчитывается до 500 PR-структур (включая оргкомитеты выставок, пресс-службы, информационные бюро), из которых около 50 – являются специализированными PR-агентствами. Ведущие агентства, естественно, находятся в Киеве, причем, это не более 20 компаний (украинских и сетевых PR-агентств). Для сравнения, в Москве насчитывается более 200 специализированных PR-агентств. PR-менеджерами в Украине работают около 10000 человек, а общее количество PR-отделов в составе компаний/предприятий/организаций достигает 1000. Это при том, что профессия "специалист по связям с общественностью" до сих пор отсутствует в государственном реестре специальностей, по которым проходит подготовка в высших учебных заведениях. Всего в стране существует около 10 учебных заведений по подготовке специалистов в области PR. Емкость рынка на сегодня, по различным оценкам, составляет от $40 до $300 млн. Один только рынок рекламы принес Украине в 2004 году $571 млн., из которых 34,5% суммы - заслуга "немедийных каналов", куда рекламисты относят BTL, PR и другие виды коммуникаций. Но оценить рынок PR в денежном выражении достаточно сложно, т.к. отследить PR-бюджеты гораздо труднее, чем рекламные, где основные деньги заказчик платит не за размещение, а за креатив, консалтинг и организационные работы, а также за накладные расходы при проведении PR-мероприятий. В среднем, рынок пиара приносит около 50 млн. долларов в год. По мнению, специалистов, реальный объем рынка PR, куда входят все затраты компаний, предприятий, организаций на эту деятельность, превосходят рекламный рынок во много раз. По неофициальным данным, только на политический PR, который является отдельным направлением PR-рынка, в 2007 году было потрачено более $300 млн. В год прирост рынка PR в Украине составляет от 20 до 30%. В целом же, утверждать истинность этих цифр рано, т.к. объективные исследования и статистика в Украине до сих пор не ведется.